Титов предложил доработать законопроекты о «регуляторной гильотине»

МОСКВА, 20 августа. //. Бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов направил вице-премьеру — руководителю аппарата правительства Константину Чуйченко отзыв на законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)», подготовленные в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина»). Эксперты аппарата уполномоченного в целом поддержали их, но отметили необходимость доработки из-за «ряда фундаментальных недостатков».

«В целом разработанные проекты федеральных законов поддерживаются при условии учета замечаний», — говорится в документе, имеющемся в распоряжении .

В подготовленном аппаратом перечне замечаний отмечается, что текст законопроекта «Об обязательных требованиях» в его последней версии от конца июля «сузил понятие «обязательных требований» исключительно до требований, установленных нормативными правовыми актами». Таким образом, определение не включает в себя, например, СанПиНы, ГОСТы, а также международные стандарты.

На эту тему"Отсечь все лишнее". "Регуляторная гильотина" поможет российскому бизнесу дышать свободнее

«Очевидно, что предметом регулирования проекта федерального закона должны быть не только обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами, но и установленные правовыми актами и актами технического регулирования», — подчеркивается в письме вице-премьеру. В противном случае, считает Титов, может ухудшиться санитарно-эпидемиологическая обстановка.

Кроме того, эксперты аппарата полагают, что недостаточно четкие формулировки об ответственности предпринимателей несут «риски вменения уголовной ответственности, вместо административной за одни и те же нарушения».

Конкретизация норм

Законопроект о госконтроле «унаследовал ряд фундаментальных недостатков предыдущего проекта федерального закона», над которым Минэкономразвития работало в 2014-2017 годах, считают в аппарате Титова. Отмечается, что законопроект «по многим отношениям не является универсальным» и содержит большое количество отсылок к «иным» документам без указания конкретики.

Кроме того, в проекте закона не конкретизировано определение «иных охраняемых законом ценностей», за посягательство на которые грозит ответственность. Это делает применение положений законопроекта «непредсказуемым и высоко рискованным для всех подконтрольных субъектов» из-за произвольности толкования норм, уверены в аппарате.

Также не разъяснено, в каких случаях инспектор должен выдавать предписание об устранении нарушений, а в каких — рекомендации, отметили эксперты.

По их мнению, в перечень критериев, по которым не должна оцениваться работа контролирующих органов, помимо числа проверок и выявленных нарушений необходимо включить пункт о сумме и количестве выписанных штрафов.

Реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуляторная гильотина», предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы. Все требования к бизнесу будут вноситься в публичный реестр и пересматриваться на предмет обоснованности не реже, чем один раз в пять лет. Для реализации реформы правительство разрабатывает законопроекты «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре)».

Осенью 2019 года правительство планирует запустить переходный план по «регуляторной гильотине» и приступить к постепенной отмене устаревших нормативных документов советского периода. Для проработки реформы с сентября 2019 года правительство намерено привлечь около 40 рабочих групп с участием бизнеса и экспертов, в них войдут представители деловых объединений, экспертов и крупных компаний. Чуйченко подчеркивал, что при разработке законопроектов о «регуляторной гильотине» будет учитываться позиция экспертов и бизнеса, однако окончательное слово останется за правительством.

Тестирование механизма

Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей также обратился к Константину Чуйченко с просьбой начать тестирование «регуляторной гильотины» в отдельных регионах и назначить аппарат омбудсмена одним из кураторов пилотного проекта.

«Учитывая масштаб задач, поставленных в рамках реформы контроля и надзора, реформы системы обязательных требований, «регуляторной гильотины» прошу вас дать поручение о реализации в 2019-2020 годах уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей и Институтом экономики роста им. П. А. Столыпина (наблюдательный совет института возглавляет Титов — прим. ) совместно с федеральными органами власти пилотного проекта по пересмотру обязательных требований в сферах питания вне дома, производства медицинского оборудования, производства сельскохозяйственной продукции (зерноводства), виноградарства и виноделия с территориальной привязкой к субъектам РФ», — пишет Титов.

Кроме того, для реализации «регуляторной гильотины» бизнес-омбудсмен предлагает создать специальный общественный деловой совет при председателе правительства с участием бизнес-объединений и экспертов и наделить его полномочиями в сфере контрольно-надзорной деятельности. Такая структура, по замыслу Титова, могла бы участвовать в оценке эффективности деятельности контролеров и актуализации обязательных требований к бизнесу, в том числе в части оценки фактического и регуляторного воздействия обновленных норм.

Показать больше

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close